Реклама

Сейчас

+2˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+2˚C

Пасмурно, Без существенных осадков

Ощущается как -2

4 м/с, южн

748мм

90%

Подробнее

Пробки

2/10

Реклама

Кокетство по-чеченски

884
ПоделитьсяПоделиться

Собирается ли на покой лидер Чечни? Пока он предложил "руководству государства" подыскать ему преемника.

"Моё время прошло", – сказал Рамзан Кадыров. То ли и вправду просит найти замену, то ли смеётся – а попробуйте-ка. Что услышали политологи и эксперты в области кадырововедения, узнала "Фонтанка".

"Это пик. Вот это пик для Кадырова, – скромно сказал глава Чечни о себе в третьем лице в эфире телеканала НТВ в субботу, 27 февраля. – Если честно сказать, я делаю дела, и у меня получалось до сегодняшнего дня. Вот чтобы не использовали мое имя против моего народа, я считаю, что руководству государства надо найти другого человека. У нас преемников в команде есть очень много, есть очень хорошие специалисты".

Пик Кадырова

В начале февраля в Instagram Кадыров писал, что ещё не определился, хочет ли остаться главой Чечни: он "никакого решения ещё не принял" и вообще "над этим не думал". Между тем уже в апреле этого года истекает срок его полномочий на посту, на котором утвердил его в 2011 году президент Медведев. Дальше глава Чечни будет избираться прямым голосованием. До выборов президент должен назначить исполняющего обязанности. И вот через государственное телевидение, а не уже привычным способом – через соцсеть, которую, как известно, в "руководстве государства" могут не все читать, Кадыров предложил: поищите преемника.

Это выступление совпало с годовщиной убийства Бориса Немцова. А за прошедший год имена убитого Немцова и Рамзана Кадырова очень часто упоминались "в паре". Как не раз писала пресса, в Следственном комитете и в ФСБ есть высокопоставленные силовики, которые спят и видят связать эти два имени в одном уголовном деле.

Предшествовали заявлению чеченского лидера события последних двух месяцев, о которых писала "Фонтанка" и которые в Сети получили название "кадыринг". Здесь и объявленные "враги народа", и извинения красноярского депутата перед "патриотом России", и митинги в поддержку упомянутого "патриота ", и экс-премьер российского правительства в оружейном прицеле и со следами "стрельбы" тортом. За неделю до последнего выступления Кадырова появились данные социологов: россияне оценили всё это очень высоко и вообще правильно.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 20 февраля опубликовал результаты опроса на тему "каково отношение россиян к несистемной оппозиции ("врагам народа" по Кадырову) и лидеру Чечни Рамзану Кадырову" (wciom.ru/index.php?id=236&uid=115591):

"С годами в глазах россиян… он приобрел большую симпатию (с 8% в 2007 г. до 16% в 2016 г.),

уважение (с 11% до 31%) и доверие (с 7% до 15%).

Число безразличных снизилось с 34% до 24%, затруднившихся – с 23% до 8%.

Кадыров воспринимается как самостоятельный политик (60%), обратного мнения придерживаются вдвое меньше (29%).

Каждый второй (49%) уверен, что работа Кадырова идет на пользу стране в целом, категорически с этим не согласны 7%, и 26% полагают, что часть его действий можно оценивать позитивно, часть – негативно. 36% полагают, что впереди его ждет большое политическое будущее".

Это – по ВЦИОМу. Правда, другие социологи, из "Левада-центра", сообщают о другой реакции россиян на активность Кадырова. По их данным, если год назад об уважении к чеченскому главе говорил 21% опрошенных и 14 испытывали симпатию, то теперь уважающих осталось 10%, симпатизирующих – семь. Зато выросло за год число тех, кто относится к Кадырову безразлично: уже не 25, как год назад, а 36% опрошенных его даже не боятся. И с двух до семи процентов, по "Левада-центру", увеличилось количество тех, кого Кадыров раздражает (levada.ru/2016/01/28/kadyrov/).

Сам Рамзан Кадыров верит ВЦИОМу. Именно эти данные распространили чеченские СМИ.

"Я благодарен россиянам, которые высказали в мой адрес добрые слова в ходе проведённого опроса", – цитировало Кадырова неделю назад, 20 февраля, агентство "Грозный-информ". Тогда он ещё раз назвал себя "пехотинцем Путина" и, как пишет издание, добавил: "Заверяю, что я лично и впредь буду с ещё большей энергией работать ради народа, ради Чечни и всей России!"

На таком фоне мысли об отставке выглядят несколько неожиданными. Но эксперты так не считают.

Уйти, чтобы остаться

По мнению главы Фонда эффективной политики, политолога Глеба Павловского, Кадыров заявил об отставке как раз для того, чтобы остаться. И не просто остаться, а расширить свои горизонты, став ещё более независимым. Если такое ещё возможно.

– Это обычное швыряние отставки под ноги, когда это делают демонстративно для того, чтобы укрепить своё положение, – сказал Павловский в разговоре с "Фонтанкой". – Это, конечно, несколько рискованный шаг со стороны Кадырова, потому что он не может быть стопроцентно уверенным в решении Путина, но он считает, что риск оправдан. Обостряя игру, он усиливает свою позицию. Он дополнительно подчёркивает свою предельную лояльность Путину, но не боится отставки. И в случае, если её не будет, а её, вероятнее всего, и не будет, он не просто сохранит свои позиции, а ещё расширит свою базу. В частности – своё право вести себя независимо.

Журналист, один из создателей Мусульманского союза журналистов России Орхан Джемаль считает одним из мотивов выступления Кадырова политическое кокетство.

– В своё время царь Иван Грозный оставлял царство, уезжал в Александровскую слободу, а покинутый народ молил: не покидай нас, царь-батюшка, – напомнил он "Фонтанке". Возвращался царь на мечах репрессий непокорных, кстати.

Заявление, по мнению Орхана Джемаля, можно трактовать и по-другому. Силовикам и вообще всем мечтающим о его отставке он как бы говорит: я вас не боюсь. Даже предлагает попробовать поискать альтернативу. И нельзя исключать, продолжает журналист, что альтернатива даже вдруг найдётся. И отставка Кадырова состоится. Только это, считает Орхан Джемаль, не будет отставкой в полном смысле. Это будет что-то вроде приёма, который мы видели сначала в 2008-м, а потом в 2012 году.

– Ситуация в Чечне несколько утрированно повторяет ситуацию в России, – замечает журналист. – Как здесь любая сила, которая может составить политическую конкуренцию власти, вычищается и вытравливается, так и в Чечне. Только там – в намного более интенсивном режиме. Когда альтернатива вычищается, то получается, что менять лидера не на кого, кроме его ближайшего окружения. А замена на ближайшее окружение – это та самая "рокировочка", какую мы уже видели. Так что отставка Кадырова, если она и состоится, не будет означать, что Рамзан отойдёт от власти. Точно так же, как в России Путин сохранил большую часть контроля над ситуацией при президенте Медведеве.

Глава Центра политической информации Алексей Мухин тоже не видит перспективы отставки для Рамзана Кадрова. Заявление главы Чечни он назвал "по-кавказски изящным приглашением к диалогу", адресованным президенту.

– Это предложение поддержать кандидатуру Рамзана Кадырова на посту главы Чечни, – считает Алексей Мухин. – Тем более что в последнее время регион довольно устойчиво развивался. Он по-прежнему остаётся дотационным, но никаких претензий со стороны президента, во всяком случае – публично, не было высказано. Поэтому, я думаю, Кадыров, несмотря на эти заявления, намерен выставить свою кандидатуру. Но нуждается в том, чтобы президент выразил своё мнение на этот счёт.

О большой заслуге Рамзана Кадырова в "устойчивом развитии региона" и о его успехах на других направлениях рассказал "Фонтанке" журналист, востоковед, эксперт по Кавказу Максим Шевченко. По его словам, федеральный центр ставил перед главой Чечни две задачи, и Кадыров справился с обеими.

– Первая задача – это борьба с террористическим подпольем, которое опиралось на Чеченскую Республику много лет, и эта задача Кадыровым успешно решена, – убеждён Максим Шевченко. – Не только им, не будем переоценивать его участие: на территории республики, повторю, находится огромная федеральная силовая группировка. Но основной удар на себя принимают чеченские подразделения.

Вторая задача, с которой блестяще справился Кадыров, – социально-экономическое развитие региона: оно, подчёркивает Максим Шевченко, на голову выше, чем у ближайших соседей.

– Сегодня Чеченская Республика – самый благоустроенный и красивый регион страны, по крайней мере на юге страны – это точно, – рассказывает журналист. – Грозный не сравнить ни с Ростовом, ни со Ставрополем, ни с Краснодаром.

Дотации из федерального бюджета, говорит Максим Шевченко, переоценены, и вообще дело совершенно не главное. Дагестану, уверяет он, давали ещё больше, а там "остаются разруха и запустение".

– А в Чеченской Республике в каждое село проведён газ, построены дороги, города восстановлены из пепла! – перечисляет Шевченко. – И с этим справился Рамзан Кадыров: он жёсткой рукой руководил процессами восстановления и пресекал коррупцию.

Впрочем, журналист не считает, что Кадыров совсем незаменим: в окружении главы Чечни, отмечает он, есть немало достойных людей, способных стать преемниками. Но Рамзан, "даже если уйдёт, останется безусловным авторитетом – и моральным, и политическим",– уверен Максим Шевченко.

Если просуммировать все мнения экспертов, то слова Рамзана Кадырова, сказанные по телевизору, для нас значат ровно столько же, сколько его же реплики в инстаграме. Они вообще не нам были адресованы.

– Он же это сказал не телезрителям, – добавляет Глеб Павловский. – Его интересовал один-единственный телезритель – Путин.

Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close